Розыск людей, пропавших без вести или разлученных с близкими, — это комплексный, многогранный процесс, в который вовлечен целый ряд различных участников, работающих в разных областях. Центральное место в этом процессе отводится — как это и должно быть — семьям.
Процесс розыска заключается в отслеживании и ретроспективном воссоздании маршрута следования человека, с целью прояснить, с определенной долей вероятности или уверенности, его участь и местонахождение. Под «участью» понимается положение или состояние пропавшего без вести, то есть жив он или мертв, а «местонахождение» относится к пути, проделанному этим человеком, и обстоятельствам, которыми обусловлена его участь и пребывание в том или ином месте. В ходе розыска составляется гипотеза — без предвзятости или предположений — относительно возможной участи человека, места, где он может быть найден, и воспроизводится картина событий с момента безвестного исчезновения.
Большинство людей начинают разыскивать близких, как только поймут, что те пропали без вести. К розыску могут привлекаться — по отдельности или сообща — и другие стороны, включая органы власти, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, а также организации гражданского общества.
Розыск может быть быстрым или длиться годами; большинство людей продолжают поиски близкого человека до тех пор, пока не исчерпают все возможности и не получат достоверной информации о его участи и местонахождении. Целью розыска является, прежде всего, обнаружить человека и выяснить, где он находится и какова его судьба. Однако некоторые участники розыска, включая семьи, заинтересованы в выявлении виновных, если безвестное исчезновение связано с преступлением или нарушением прав человека или международного гуманитарного права. Различные ситуации могут требовать различных решений, стандартных рецептов не существует. Однако полезно проанализировать и рассмотреть отдельные элементы того, как обычно проводится розыск в различных обстоятельствах и ситуациях, чтобы предоставить заинтересованным сторонам передовой опыт и знания, которые могут пригодиться им в работе. Даже в самых сложных обстоятельствах семьи хотят быть уверены в том, что соответствующие структуры сделали все возможное для поиска их пропавшего без вести члена. Ресурсы, доступные на этом сайте, призваны проинформировать организации, органы власти и семьи о различных аспектах процесса розыска и помочь им.
Степанакерт/ Ханкенди, Нагорный Карабах. Вера Григорян возглавляет «Союз родственников без вести пропавших воинов» — организацию семей пропавших без вести, которую она помогла создать в 1998 г. На снимке она показывает стену памяти, посвященную военнослужащим, пропавшим без вести во время конфликта в начале 1990-х годов.
В ходе предварительных этапов розыска основное внимание обычно уделяется сбору исходной информации о пропавшем без вести и событиях, связанных с его исчезновением. Важно проследить за тем, чтобы информация о пропавшем без вести или разлученном с семьей человеке, а также об обстоятельствах его разлучения с близкими/безвестного исчезновения была зафиксирована достаточно подробно именно в тот момент, когда поступило сообщение о разлучении с близкими/безвестном исчезновении, поскольку по прошествии времени важные подробности могут быть забыты.
Безопасность людей, сообщающих информацию, и тех, кого она касается, имеет первостепенное значение. Хотя информация должна быть передана соответствующим органам, после ее передачи она должна быть защищена, и не следует использовать или публиковать данные, которые могут причинить кому-либо вред.
Первым шагом в розыске пропавшего без вести является подача запроса о розыске, и в качестве базового инструмента для этого используются формы сбора данных о пропавших без вести. Эти первичные данные, которые необходимо собрать, должны содержать всю имеющуюся информацию, которая поможет в розыске пропавшего без вести и которая необходима для поддержания контакта с заявителем.
a) информацию, позволяющую установить личность:
b) информацию, относящуюся к обстоятельствам исчезновения:
Всякий, кто поддерживал связь с пропавшим без вести, является потенциальным источником чрезвычайно важной информации. По этой причине процессы розыска и идентификации должны соответствовать важным междисциплинарным принципам и стандартам, многие из которых взяты из судебно-медицинcких наук (например, медицины, патологии, антропологии, археологии, дактилоскопии, стоматологии, генетики), и принимать участие в них должны эксперты из различных смежных дисциплин (например, ученые, следователи, криминалисты).
Как правило, члены семьи сами уже очень много потрудились, чтобы собрать как можно больше информации о пропавшем без вести, особенно если с момента его безвестного исчезновения прошло несколько лет. Занимаясь этим, они иногда случайно находят информацию о других пропавших без вести (не о своих родственниках), о том, где находятся места захоронения и т. д. Эту информацию тоже важно зафиксировать.
По окончании сбора данных ответственные органы или организации, оказывающие поддержку семьям в процессе розыска, пытаются сопоставить данные, собранные в соответствии с запросом о розыске, с:
Xранение данных в течение необходимого времени и их защита не менее важны, чем сбор как можно более полных данных на раннем этапе. Необходимость воспользоваться материалами или возобновить дело может возникнуть спустя годы или даже десятилетия после окончания вооруженного конфликта или иной ситуации насилия. В архивы входят записи и другие документальные материалы, которые отбирались и хранились в течение долгого времени, как свидетельство того, что было сделано в прошлом. Архивы должны содержать подлинные, надежные и полные сведения, представляющие собой авторитетный источник знаний и опыта. Они должны быть организованы в соответствии с конкретными нормативными положениями, соответствующими международному и национальному праву.
Розыск — это систематическая проверка всех зацепок в тех местах, где может находиться разыскиваемый или собрана достоверная информация о его местонахождении, беседы с возможными свидетелями и проверка любых новых данных, выявленных в ходе этого процесса. Он начинается в первые часы после того, как человек потерял связь с семьей или пропал без вести.
Розыск может включать в себя следующие действия:
Деятельность по розыску может осуществляться различными сторонами, включая государственные органы, НПО, международные организации, семьи и другие ассоциации гражданского общества, в зависимости от обстоятельств и региона, в котором человек пропал без вести. Эффективность процесса розыска также зависит от того, в какой степени эти стороны обмениваются информацией и согласовывают ли способы ее получения, с тем чтобы ею можно было легко обмениваться. Кроме того, она зависит и от того, насколько семьи и местные сообщества информированы о процессе розыска и насколько с ними консультируются в ходе розыска по вопросам, касающимся его ограничений, шансов на успех и вероятности найти пропавших без вести живыми или обнаружить их останки путем эксгумации и судебно-медицинской идентификации. Любое непосредственное привлечение семей к процессу розыска должно быть деликатным и учитывать культурные особенности. На различных уровнях должны быть созданы эффективные механизмы, позволяющие координировать усилия по сбору данных и розыску и избегать их дублирования; в противном случае существует риск причинения повторной травмы семьям из-за многократного обращения к ним для сбора одной и той же информации. Стороны, участвующие в процессе, должны знать друг о друге и, по мере возможности, координировать усилия и обеспечивать надлежащую организацию сбора данных.
Личная информация о пропавшем без вести, предоставленная его семьей, часто имеет определяющее значение для выяснения его участи и местонахождения. Однако большая часть сведений, запрашиваемых в процессе сбора данных, может быть в высшей степени конфиденциальной личной информацией. Принципы защиты данных, а зачастую и национальные и региональные нормативно-правовые положения требуют сообщать лицам, предоставляющим данные, об их предполагаемом использовании, до того как они будут собраны.
Важно помнить, что эта ценная информация также может играть решающую роль для безопасности и сохранения достоинства семьи. Поэтому сбор, хранение и надлежащая обработка данных всегда должны рассматриваться как неотъемлемая часть защиты самих семей в процессе розыска. Цифровизация и другие достижения в области информационных технологий значительно повысили эффективность розыска пропавших без вести. МККК уже использует целый ряд технологий для сбора и обработки данных. В 2015 году он принял Кодекс поведения в отношении защиты данных при восстановлении семейных связей, чтобы гарантировать право на неприкосновенность частной жизни и защиту личных данных людей, пользующихся этими услугами.
Руководящие принципы/модельный закон о пропавших без вести лицах — это документ, содержащий типовые законодательные положения, которые могут быть использованы государствами в качестве руководства при разработке законодательства по защите лиц, пропавших без вести, и предотвращению безвестных исчезновений. В Руководящих принципах поиска пропавших без вести лиц (составленных Комитетом ООН по насильственным исчезновениям) определены механизмы, процедуры и методы выполнения юридических обязательств по розыску пропавших без вести лиц и сделана попытка обобщить передовой опыт эффективного розыска пропавших без вести, вытекающего из обязательств государств по их розыску. Совместно с семьями, экспертами и другими ключевыми заинтересованными сторонами МККК разработал Минимальный набор данных для розыска пропавших без вести мигрантов. Его можно использовать в дополнение к уже осуществляемым усилиям организации по сбору данных, для обеспечения совместимости с усилиями других организаций или в качестве основного наполнения новых форм по сбору данных. Поскольку значительная часть запрашиваемой информации представляет собой весьма конфиденциальные персональные данные, документ включает в себя руководство по защите данных и контрольный список минимальной информации, которая должна быть предоставлена субъекту данных. Этот список может быть адаптирован к конкретной ситуации.