Выяснение участи и местонахождения пропавших без вести и работа с телами погибших — комплексные и сложные процессы, включающие в себя как технические, так и другие аспекты, для которых необходимы исходные организационные и оперативные условия. При осуществлении процессов розыска и установления личности пропавших без вести соблюдаются принципы и стандарты, многие из которых применяются в судебных науках (например, в медицине, патологии, антропологии, археологии, дактилоскопии, стоматологии, генетике), и привлекаются эксперты по другим смежным дисциплинам (например, ученые, следователи и эксперты-криминалисты). Судебные науки также играют важную роль в деле защиты достоинства умерших, обеспечения надлежащей и профессиональной работы с останками, позволяющей сделать процессы установления личности заслуживающими доверия и надежными, что важно для родственников умерших.
То, что мы называем гуманитарной судебно-медицинской деятельностью, включает в себя применение этих принципов и стандартов, а также использование этих знаний и опыта для предотвращения трагедии безвестных исчезновений или принятия мер в связи с ней, как в тех случаях, когда пропавшие без вести живы, так и тогда, когда их уже нет в живых. Она также требует проведения ряда видов деятельности для оказания поддержки непосредственно жертвам конфликтов, катастроф или миграционных процессов, технических консультаций и помощи судебно-медицинской системе, местным судебно-медицинским службам и службам быстрого реагирования, чтобы повысить их способность нейтрально, беспристрастно, независимо и бесплатно помогать людям, нуждающимся в гуманитарной помощи, в соответствии с международным гуманитарным правом.
К числу возможных направлений такой деятельности относятся: меры идентификации останков; выдача свидетельств о смерти; предоставление всегда, когда позволяют обстоятельства, судебно-медицинским экспертам возможностей для проведения эксгумаций, экспертизы и идентификации останков; надлежащее обучение всех, кто собирает информацию об умерших и работает с их останками; разработка протоколов судебно-медицинской работы и надлежащие меры привлечения к ней сообществ и родственников; установление порядка передачи останков семьям.
Наша задача – выяснить участь пропавших без вести и обеспечить уважение достоинства умерших. Мы внедряем системы для хранения информации, которую собирают среди общего хаоса. Каждый умерший - личность. Он имеет право на уважение своего человеческого достоинства, установление личности и возвращение в семью
Родственники играют ключевую роль в судебно-медицинской работе по розыску и установлению личности пропавших без вести, поскольку они предоставляют информацию о своем пропавшем без вести близком человеке и обстоятельствах его исчезновения. Чтобы получить эту информацию, необходимо установить с родственниками доверительные отношения и поддерживать их на протяжении всего процесса розыска. Со своей стороны, судебно-медицинские эксперты и другие авторитетные лица и органы должны предоставлять родственникам исчерпывающую информацию о своих действиях и выводах в форме, доступной для родственников. Необходимо разъяснять родственникам процесс установления личности, рассказывать о том, что они могут ожидать, почему этот процесс может занять много времени, почему он сложен и т. д. Это нужно делать профессионально, четко и понятно. Для этого нужны особые навыки, проявление эмпатии в ходе общения с родственниками, чтобы обеспечить их доверие к результатам расследования, какими бы они ни были.
Во всех культурах придается большое символическое значение действиям, связанным со смертью. Соблюдаемые в том или ином обществе обряды погребения, оплакивания, поминовения и почитания памяти усопших глубоко укоренились в сознании отдельных людей и целых человеческих общностей. В чрезвычайных гуманитарных ситуациях социальные, культурные и религиозные представления о смерти пересекаются с принимаемыми чрезвычайными мерами и судебно-медицинской практикой, но могут и вступать с ними в конфликт. Возможность такого конфликта необходимо должным образом учитывать при любом оказании помощи в обстоятельствах насилия или бедствия.
Междисциплинарный подход к гуманитарной судебно-медицинской деятельности дает возможность решать эту проблему в сотрудничестве со специалистами в области других общественных наук, таких как социальная и культурная антропология. Недавние антропологические исследования, посвященные розыску, извлечению останков, установлению личности погибших и пропавших без вести, в целом говорят о важности соотношения между местными обычаями, которые соблюдают потерявшие своих членов сообщества, чтобы обеспечить благополучную загробную жизнь умершим, и международными судебными протоколами.
Такие специалисты в области общественных наук, как социокультурные антропологи, могут стать посредниками между государственными служащими, судебно-медицинскими экспертами и местными сообществами. Они помогают разрабатывать и реализовывать чрезвычайные меры и международные руководящие принципы судебно-медицинской практики таким образом, чтобы они соответствовали местным обычаям, регулирующим обращение с телами усопших. В различных кризисных сценариях они также могут помочь в понимании свойственных разным культурам обычаев и речевого этикета, связанных с извлечением и захоронением тел погибших и пропавших без вести и с их поминовением.
Необходимо уважительно, не оскорбляя их достоинства, обращаться с останками людей, погибших во время вооруженных конфликтов, ситуаций насилия, не достигающих порога вооруженного конфликта, во время различных бедствий или миграции, при этом личность неопознанных умерших необходимо устанавливать. Иначе умершие могут оказаться в числе пропавших без вести, к ним не будет проявлено должного уважения, не будут соблюдены права и удовлетворены потребности их родственников, а страдания родственников будут продолжаться дольше.
В контексте вооруженного конфликта международное гуманитарное право (МГП) требует достойно и надлежащим образом обращаться с останками погибших. Оно также требует разыскивать, подбирать и эвакуировать тела погибших, чтобы они не оказались в числе пропавших без вести.
Другие отрасли международного права, такие как международное право прав человека и международное право реагирования на стихийные бедствия, также содержат важные положения, обеспечивающие надлежащее и достойное обращение с телами умерших, выяснение участи и местонахождения людей, пропавших без вести не только в вооруженных конфликтах, но и во время бедствий и миграции.
Поэтому важно обеспечить наличие исправно работающих судебно-медицинских и судебных систем, которые предотвращали бы случаи безвестного исчезновения, а когда такие случаи всё же имеют место, принимали бы надлежащие меры. Все меры, которые судебные и судебно-медицинские органы принимают при расследовании смерти, подразумевают профессиональное обращение с телами погибших, надлежащую экспертизу для установления их личности, причин и обстоятельств смерти, информирование родственников и общественности о результатах экспертизы, а также регистрацию факта смерти в национальном органе, отвечающем за статистический учет населения.
Родственники пропавших без вести сыграли исключительно важную роль в развитии судебно-медицинской экспертизы. Особо отметить следует организацию «Бабушки площади Майо» (Abuelas de Plaza de Mayo), которая фактически стояла у истоков развития гуманитарной судебной медицины. В период военной диктатуры в Аргентине в 1976–1983 гг. были незаконно переданы на усыновление в другие семьи сотни детей, похищенных вместе с родителями или родившихся во время заключения их матерей в секретных лагерях. Гуманитарная организация «Бабушки площади Майо», основанная в 1977 г., занимается поиском и установлением личности таких детей. В начале 1980-х гг. «Бабушки площади Майо» осознали потенциальную ценность судебно-медицинской экспертизы для поиска своих внуков. В 1987 г. в Аргентине был создан Национальный банк генетических данных (Banco Nacional de Datos Geneticos) для хранения образцов крови родственников, анализа ДНК и сравнения результатов анализа. Этот научный метод, известный как «индекс бабушки», позволяет установить родство ребенка в отсутствие его родителей, анализируя ДНК его бабушек и дедушек.